Право государственной собственности как инструмент гражданско-правового регулирования

Молоствова О.В., Семенов Я.И.

Ключевые слова:

Законодательством Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [2, ст.212]. Особой формой собственности с точки зрения гражданско-правового регулирования является государственная или иными словами публичная собственность. Под государственной собственностью в Гражданском кодексе РФ понимается «имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ)» [2, ст.214]. Кроме того, к государственной собственности относится «земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований» [2, ст.214]. Анализ подходов различных авторов к определению государственной собственности был проведен Е.В. Разумовой в статье  «К вопросу об определении сущности государственной собственности». Результаты данного анализа представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Характеристика подходов к определению сущности государственной собственности [9, с. 83]

Методический подход

Суть подхода

Определение государственной собственности

Авторы

Ресурсный (факторный)

Принадлежность имущества государству

Государственная собственность – это совокупность материальных и нематериальных ресурсов, находящихся в распоряжении государства

А.М. Волков

Р.М. Нуреев

Е.В. Балацкий

Функциональный

Сущность государственной собственности раскрывается через выполняемые ею функции

Государственная собственност.ь – процесс, реализующий общегосударственные (общенациональные интересы)

В.Н. Черковец

К.А. Хубиев

А.В. Савченко

Институциональный

Государственная собственность рассматривается, прежде всего, как право этой собственности

Государственная собственность – это совокупность правил и норм, призванных регулировать и защищать доступ государства к определенному набору ценностей

А.Н. Нестеренко

А.Е. Шаститко

Социально-ориентированный

Государственная собственность представляется как социально-ориентированная общественная форма отношений, одной из сторон которых является уполномоченное гражданским обществом государство

Государственная собственность – это общественно-правовая форма отношений между гражданским обществом в лице правового (социального) государства и всеми другими субъектами экономических отношений, возникающих в связи с присвоением общественных благ и их использованием в интересах всестороннего развития личности, «микросоциумов» и нации в целом

Т.М. Гелло

В.А. Бугаков

Проанализировав представленные выше подходы к определению государственной собственности, стоит отметить, что на сегодняшний день чаще всего используется институциональный подход, однако, на наш взгляд, целесообразно придерживаться социально-ориентированному подходу, так как он наиболее полно отражает сущность государственной собственности как особого инструмента в руках государства, основной задачей которого является удовлетворение общественных интересов.

Далее рассмотрим основания для возникновения и прекращения права государственной собственности.

 Основаниями для возникновения государственной собственности могут выступать:

1) изъятие имущества для государственных и муниципальных нужд, с гарантией предварительного и равноценного возмещения и только по решению суда [1, п.3 ст.35];

2) реквизиция (изъятие имущества у собственника в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества [2, ст. 242];

3) разграничение государственного имущества;

4) перераспределение публичного имущества в связи с разграничением полномочий;

5) поступление денежных средств в бюджет в качестве налогов, сборов, пени, штрафов;

6) приобретение и создание объектов в рамках государственных закупок;

7) создание имущества в рамках концессионных соглашений - особой формы государственно-частного партнёрства, представляющей собой вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях;

8) поступление вымороченного имущества (согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным и такое имущество переходит в собственность РФ, субъекта РФ, или муниципального образования);

9) конфискация (изъятие имущества в виде санкции) [6, с. 21].

Что касается оснований прекращения права публичной собственности, то к действительным основаниям прекращения права публичной собственности можно отнести: приватизацию, бесплатное предоставление государственного или муниципального имущества в собственность частных лиц в установленных законом случаях, перераспределение публичного имущества в связи с разграничением полномочий, а также финансирование расходных обязательств бюджета [6, с. 22].

Одним из самых сложных вопросов на сегодняшний день является вопрос о разграничении государственной собственности. Так, согласно п.5 ст. 214 ГК РФ установлено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом. Данный порядок закреплен в Постановлении Верховного Суда РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации нафедеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Как можно увидеть из названия документа, вся государственная собственность в РФ делится на объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Так, в перечень первой группы объектов, согласно Постановлению, входят следующие подкатегории:

В состав объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга входят, к примеру, предприятия атомного и энергетического машиностроения, предприятия рыбопромысловой промышленности, зверосовхозы, государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления РФ, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации и другие объекты [3].

К объектам, относящимся к муниципальной собственности относятся:

Относительно содержания правоотношения по поводу разграничения публичной собственности необходимо различать процедуры разграничения публичной собственности и передачи имущества из собственности одного публично-правового образования в собственность другого при разграничении публичной собственности [5, с. 71].

Относительно содержания правоотношения по разграничению публичной собственности можно выделить следующие этапы этого процесса:

1) определение имущества, подлежащего передаче из собственности одного публично-правового образования в собственность другого с учётом компетенции соответствующего уровня публичной власти и целевого назначения имущества;

2) передачу конкретных объектов имущества из собственности одного публично- правового образования в собственность другого в соответствии с вышеназванной процедурой [5, с. 75].

Управление государственной собственностью является административной, властной деятельностью. Организация управления государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий органов государства: выступая как собственник, государство должно решать задачу по эффективному управлению своим имуществом [4, с. 4].

Сформировалась определенная система управления государственной собственностью, которая в настоящее время включает в себя следующие элементы:

Однако в действительности имущество, находящееся в государственной собственности, не всегда используется максимально эффективно:

В качестве рекомендаций по повышению эффективности использования имущества и земли, находящихся в государственной собственности, можно выделить следующее:

  1. Передача объектов государственной собственности на праве хозяйственного ведения или оперативного управления определенным хозяйствующим субъектам (например, государственным унитарным предприятиям). Это позволит повысить эффективность объектов собственности за счет их использования по прямому назначению различными заинтересованными в этом субъектами.
  2. Сдача в долгосрочную аренду земель, зданий и сооружений с возможностью проведения работ, ремонта и необходимостью дальнейшего их обслуживания. Данная мера будет направлена на «оздоровление» государственного имущественного фонда.
  3. Одним из самых распространенных способов повышения эффективности государственной собственности является ее приватизация. Однако данный механизм большинством авторов признается спорным, так как существующая российская практика показывает, что процесс приватизации различных государственных предприятий не привел к их заметному экономическому росту и развитию. Тем не менее, данный механизм может быть целесообразным в том случае, если в качестве нового собственника имущества будет выступать инвестор, готовый к качественному улучшению объектов, к инвестициям в научно-технологическое развитие.

Совершенствование управления государственной собственностью представляет собой реализацию комплекса взаимосвязанных во времени мер: постановка целей; разработка принципов; анализ параметров внешней среды; анализ внутренних параметров системы управления; разработка стратегии и вариантов совершенствования; выбор инструментов реализации; реализация стратегии и выбранного варианта управления[8].

В заключение стоит отметить, что отношения государственной собственности представляют собой довольно сложную разветвленную систему, чем вызвано наличие большого количества правовых норм, регулирующих данный институт. Однако отдельные аспекты данных отношений требуют более детальной законодательной определенности.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-парвовой системы КонсультантПлюс.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-парвовой системы КонсультантПлюс.
  3. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации нафедеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность: Постановлении Верховного Суда РФ от 27.12.1991 № 3020-1. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-парвовой системы КонсультантПлюс.
  4. Алиев Ф.М. Развитие отношений собственности как инструмент социально-экономической политики государства.//Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. С. 2-12.
  5. Барсукова В.А. Разграничение публичной собственности как правоотношение//Вестник Омского университета. 2011. № 3 (28). С. 70-76.
  6. Батраева Д.Е. Право публичной собственности: объекты, основания возникновения и прекращения/Международный журнал «Инновационная наука» № 3.2016. С. 19-22.
  7. Игнатова Т.В., Мартыненко Т.В. Современные тенденции управления государственной собственностью/Среднерусский вестник общественных наук. 2016. С.194-193.
  8. Мартыненко Т.В. Государственная собственность в современной России: проблемы в управлении и тенденции развития. Монография. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС. 2013.
  9. Разумова Е.В. К вопросу об определении сущности государственной собственности//Имущественные отношения в Российской Федерации. № 9 (168). 2015. С. 82-89.