Система регулирования коммунально-бытового водопользования и пути его совершенствования

Катаева А.А.

В статье автор рассматривает основные проблемы водопользования в Российской Федерации, сравнивая основные вопросы регулирования в данной сфере с опытом стран Западной Европы и Азии, предлагая основные пути решения неблагополучной экологическое ситуации в области водных ресурсов.

Ключевые слова: водопользованиекоммунальное обслуживаниеэкология.

В любом крупном городе или другом ином населенном пункте главным и в то же самое время экологически слабо защищенным является водоснабжение населения того или иного региона качественной, экологически безопасной питьевой водой.

Более 4 лет назад по инициативе Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения ведущими специалистами отрасли был разработан проект федерального закона – технический регламент «О коммунальном водоотведении», базирующийся на успешном европейском опыте. В основе этого документа лежит поэтапный подход к повышению качества очистки и прописаны конкретные требования к данным этапам и срокам их реализации. Очень важно то, что требования всех этих полностью обеспечены апробированными технологиями. Затем он продолжил существовать под названием «О безопасности водоотведения» и получал в целом только положительные оценки специалистов, но так и не был внесен в повестку работы Государственной Думы [1].

Низкое качество питьевой воды связано с неудовлетворительным состоянием и охраной источников водоснабжения, несоответствием современных проблем технологиям водоподготовки, состоянием и эксплуатацией разводящих и внутренних сетей водопроводов. В бесчисленных деревнях и поселках воду берут из шахтных колодцев, а лаборатории, способные делать полноценный анализ питьевой воды, малочисленны. В результате селяне не знают, что они пьют. В настоящее время необходимо масштабное перевооружение всего водоснабжения и водоотведения нашей страны. Необходимым звеном этой модернизации должна быть реконструкция сооружений водоподготовки и предотвращения вторичного загрязнения воды в процессе транспортировки до потребителя. К сожалению, только 60 % водопроводной воды соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Следует иметь в виду, что водоснабжение и водоотведение являются наиболее устарелыми звеньями ЖКХ, которые постоянно реформируются [2].

Например, Екатеринбурга источниками водоснабжения города служат открытые водоемы (Волчихинское и Верхне-Макаровское водохранилища, Верх-Исетский пруд), характеризующиеся высоким уровнем загрязнения вод и донных отложений за счет поступления сточных, ливневых, талых вод, а также атмосферных выбросов загрязняющих веществ. На водоемах отсутствуют зоны санитарной охраны II пояса. Основными проблемами водоподготовки являются: значительный износ основных фондов, особенно ГСВ и СФС; несоответствие качества воды в источниках действующей схеме водоподготовки; несовершенство используемых технологий; большой процент расхода воды на собственные нужды станций; низкая степень автоматизации контроля качества и распределения воды [3].

Как отмечают СМИ, система водоканалов скована различными ведомственными правилами, подчинены 12 ведомствам. Водоканалы хронически недофинансируются, не имеют на балансе лабораторий, им не под силу контролировать 88 веществ, концентрация которых нормирована в техническом регламенте. Поэтому водоканалы рискуют быть подвергнуты колоссальным штрафам, а на случай возникновения конфликтных ситуации у системы водоканалов нет головных инстанции.

При этом износ очистных сооружении водоканалов на 60-70%. В результате эти ключевые для водного хозяйства организации принимают, но до конца не могут очистить сточные воды, платят штрафы, но не имеют финансовых возможностей модернизировать свое оборудование. При немедленном введении жестких нормативов загрязнения окружающей среды система водоканалов просто обанкротится. Поэтому звучат резонные предложения вводить названные нормативы поэтапно, запустив инвестирование перевооружения водоканалов [4].

Еще одной нерешенной проблемой остается вторичное загрязнение воды в разводящей сети водопроводов города. Вопросы применения новых материалов трубопроводов в строительстве решаются недостаточно активно; перекладка и восстановление сетей водопровода ведутся крайне медленными темпами. В городе Екатеринбурге используется 99 % сетей из металлических труб без внутреннего покрытия (коррозия, снижение пропускной способности, вторичное загрязнение воды); высока степень физического износа трубопроводов, неудовлетворительна эксплуатация сетей и насосных станций ведомственными фондодержателями (частые аварии, высокий процент утечек) [5].

В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Чистая вода». Она имеет технические, социальные и экономические аспекты. В рамках данной программы предусматривается масштабное внедрение фильтров для воды использование бутилированной воды в регионах с перебоями водоснабжения. В число приоритетов входит обеспечение чистой водой детских и медицинских сооружений. Один из замыслов разработчиков программы таков: поскольку питьевой воды человеку требуется всего лишь несколько литров в день, нет смысла доводить до питьевого качества воду, используемую для хозяйственных нужд. Однако, с данным предложение не все согласны: перед работой фильтров вода уже должна пройти первичную стадию очистки. Локальные фильтры на каждый подъезд и трубопроводы для технической воды стоят дороже, чем совершенные технологии очистки воды на водозаборе.

В рамках рассматриваемой программы предполагается утвердить технические регламенты о водоснабжении и водоотведении. Однако вступивший в силу технический регламент «О безопасности питьевой воды» не распространяется на «исходные воды» источников водоснабжения. При этом на 40,3% поверхностных водных объектов, которые не соответсвуют санитарным нормам, приходится 67% питьевой воды.

Согласно ВК РФ устанавливаются некоторые основные признаки правового режима подземных водных объектов. В частности, предусматривается резервирование источников питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных вод, мониторинг подземных вод. Однако, отношения по поводу подземных водных объектов регулируются главным образом законодательством о недрах, которое само находится на стадии обновления[6].

Кроме этого, на сегодняшний день наблюдается интенсивный рост строительства коттеджных поселков не только в нашем городе, но и в других городах России. Строительство коттеджного поселка требует централизованной канализационной системы, что сопряжено с очень большими денежными вложениями. Рассмотрим одну из возможных проблем снова на примере Екатеринбурга. Наблюдается высокий риск того, что массовое бурение скважин перехватит поток подземных вод, питающих озеро Шарташ, которое в результате этого может высохнуть. Кстати, оно уже дважды, в 18 и 19 веках, полностью осушалось и самовосстанавливалось, но в то время у Шарташа не было такого большого количества водопотребителей. К сожалению, целевой программы по сохранению озера на сегодня нет, как нет и данных о том, можно ли еще бурить здесь скважины или очередная скважина вызовет необратимые изменения, которые превратят Шарташ в болото. То есть данный важный вопрос о водоснабжении остается нерешенным[7].

Государственный мониторинг за водными объектами в течение последних 15 лет оставляет желать лучшего. На многочисленных малых водоемах и водотоках средний многолетнийи уровень вод в безледный период не отслеживается. Относительно много прудов, сооруженных без проекта либо более века назад, нормальный подпорный уровень также не отслеживается. За состоянием многих водных объектов в лучшем случае осуществляется эпизодическое наблюдение.

Таким образом, согласно ст. 21-23 ВК РФ в ряде случаев сохраняется институт решений уполномоченных органов о предоставлении водных объектов в пользование. Такое предоставление может быть для разных нужд: от обеспечения обороны страны до организации отдыха для детей. Согласно ВК РФ решение о предоставлении водных объектов в пользование может принять не только Правительство РФ, но и государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Надо признать, что административный акт о предоставлении водного объекта в пользование является широко распространенным инструментом регулирования как в Западной Европе, так и в передовых странах Азии (например, Япония)[8]. Данное направление способствует улучшению состояния водных объектов, а также платность в отдельных видах такого водопользования послужит дополнительным источником для восполнения финансовых трудностей для решения поставленных проблем.

Таким образом, эколого-гигиеническая обстановка на современном этапе, оказывая свое отрицательное влияние на заболеваемость населения, способствует ухудшению медико-демографической ситуации. Нарушение естественного и здорового воспроизводства населения сегодня и особенно в будущем отрицательно скажется на количестве и качестве трудового потенциала, приведет к существенным финансовым издержкам здравоохранения и пенсионного обеспечения. Экологические проблемы уже сегодня оказывают прямое отрицательное влияние на социально-экономическое развитие города, создавая порой непреодолимые ограничения для развития производственной сферы, экономики и градостроительства. В дальнейшем по теории неблагоприятных прогнозов все это может привести к стагнации развития, непреодолимому социально-экономическому и экологическому кризису.

Ключевой проблемой является выход из общесистемного кризиса с ориентацией на дальнейшее устойчивое (сбалансированное) развитие. Одним из путей разрешения данной проблемы является внедрение использования артезианского водного строительства в административных районах крупных и средних городов и устройстве 1-2 артезианских скважин .

Поэтапная стабилизация экологической обстановки и достижение нормативных показателей экологических нагрузок должны осуществляться по следующим направлениям:

  1. практическое решение приоритетных экологических задач (снижение уровня техногенного загрязнения воздушного бассейна за счет уменьшения автотранспортных и промышленных выбросов, удовлетворение потребностей населения в питьевой воде стандартного качества и др.);

  2. экологическое воспроизводство и экологически ориентированное развитие города, включая рационализацию структуры и уровня потребления топливно-энергетических ресурсов, внедрение новых технологий - энергосберегающих, малоотходных, а также оптимизацию и дислокацию промышленного производства;

  3. рационализация природопользования, охрана природных ресурсов по каждому из компонентов природной среды [9].

Таким образом, на базе уже существующих потенциальных ресурсов и в виду отсутствия чистых водных объектов одним из направлении решения данной проблемы является создание в городах области сети искусственных водоемов, а также артезианских скважин общего пользования и инициировать работы органов местного самоуправления по инвентаризации обработанных карьеров, неудобий (оврагов, логов и так далее) с целью их последующего обводнения и использования в целях ведения рыбного и водного хозяйства, а также в рекреационных целях с соблюдением требовании экологического законодательства.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество подходящих объектов, которые не используются в хозяйственных и иных целях. Многие из них находятся в заброшенном состоянии. Это Нижнеисетский пруд у парка Маяковского, высохший пруд в собачьем парке на улице Ясная, а также в городе Березовском, в поселке Рудном, недалеко от поселка Хрустального. Является более экономным и эффективным решением проблем водоснабжения оборудовать данные предполагаемые объекты с целью использования их в общеполезных целях, нежели создавать нечто новое. Для этого должны проводиться следующие работы по внедрению:

  1. Провести инвентаризацию (учет) объектов, подлежащих обводнению.

  2. Органы государственной власти должны оказывать содействие органам местного самоуправления в проведений работ организационными и иными средствами.

  3. Органы государственной власти обязаны содействовать отводу земельных участков под карьерами в муниципальную собственность.

  4. Поддерживать работу по разработке программ об устройстве отработанных карьеров

  5. Способствовать проведению необходимых процедур по проектам использования обводненных карьеров, неудобии, оврагов, логов и других для исключения заболачивания участков грунтовых вод.

Следует подчеркнуть, что стоимость проекта обводнения объектов составляет около 80 000 рублей, что лишний раз подчеркивает не только эффективность и привлекательность данного проекта, но и экономность как в финансовом плане, так и во времени, затраченном на реализацию тех или иных методов по решению вопроса водоснабжения. Более того, данные искусственные водоемы будут не только отличным местом для отдыха, но и дополнительным водным и рыбным источником, что позволит окупить потраченные незначительные расходы в относительно короткий временной промежуток.

Ожидаемые экономические и социально-политические результаты выглядят следующим образом:

  1. Способствование увеличению объема водного фонда субъектов РФ.

  2. Создание условии для развития малого и среднего предпринимательства.

  3. Позитивно отразится на уровне благоустройства поселении.

  4. Позитивно отразится на рыбохозяйственной сфере.

  5. Повысит уровень рекреационный привлекательности территории.

Также является немаловажным и целесообразным для реализации проекта внести дополнения и изменения в областные нормативно-правовые акты для более комплексного и эффективного его осуществления.

Литература

  1. Российское законодательство и практика правоприменения в области очистки сточных вод: найти выход из тупика Данилович Д. А. // Экологические нормы. Правила. Информация. 2010. № 5.

  2. Состояние и перспективы обновления водного законодательства. Сиваков Д.О.//Экологическое право. Федеральный журнал. Издательская группа Юрист. 2010. № 1.

  3. Стратегия развития Екатеринбурга: экологические аспекты. Л. Д. Васильева, С. В. Кузьмин, В. В. Свиридов. // Известия Уральского государственного университета. 2002. № 23.

  4. Состояние и перспективы обновления водного законодательства. Сиваков Д.О

  5. Стратегия развития Екатеринбурга: экологические аспекты. Л. Д. Васильева, С. В. Кузьмин, В. В. Свиридов.

  6. Состояние и перспективы обновления водного законодательства. Сиваков Д.О

  7. Стратегия развития Екатеринбурга: экологические аспекты. Л. Д. Васильева, С. В. Кузьмин, В. В. Свиридов.

  8. Состояние и перспективы обновления водного законодательства. Сиваков Д.О

  9. Стратегия развития Екатеринбурга: экологические аспекты. Л. Д. Васильева, С. В. Кузьмин, В. В. Свиридов.