Патентная система налогообложения. Риски и проблемы введения

Мельников К.В.

Ключевые слова:

В налоговом законодательстве России грядут весомые изменения. В первую очередь, они касаются налогообложения малого и среднего бизнеса и введения патентной системы.

Активные разговоры о введении патентной системы налогообложения в России как основной для предпринимательства стали вестись весной 2011 года. 17 мая 2011 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении соответствующий законопроект. А уже через месяц Президент РФ в Бюджетном послании на 2012-2014 годы, говоря об основных направлениях налоговой политики, подчеркнул, что «требуется в ближайшее время определиться с параметрами перехода от системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности к патентной системе налогообложения. Критерием должно стать создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства»[1]. Сейчас этот законопроект готовится ко второму чтению в Государственной Думе.

Обозначая ключевую цель реформы как создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, законопроект на данный момент имеет определенные противоречие и риски, в которых мы и попытаемся разобраться.

Что же такое патент? Исходя из положений законопроекта № 499566-5, можно дать определение патентной системы налогообложения как упрощенной системы налогообложения на основе патента – документа, приобретаемого индивидуальными предпринимателями на срок от одного до 12 месяцев и дающего право на осуществление ими экономической деятельности. При этом предприниматели освобождаются от уплаты НДФЛ и налога на имущество физических лиц (в части доходов и имущества, связанных с видами деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения). Также предприниматели будут освобождаться и от НДС, то есть от всех обязательных для предпринимателей взносов, за исключением страховых.

Законопроектом определен список из 47 видов предпринимательской деятельности [2], по отношению к которым может быть применен этот специальный режим. При этом не стоит опасаться, что ныне действующий список из 69 видов сокращен. Этот перечень был укрупнен и при этом в него были добавлены такие виды бизнеса как, например, химическая чистка и услуги прачечных, услуги по прокату и экскурсионные услуги.

Стоимость патента будет рассчитываться как произведение налоговой ставки и потенциально возможного дохода, установленного законом субъекта Российской Федерации для соответствующего вида деятельности. Налоговая ставка останется на прежнем уровне – 6%. Первый множитель для субъектов Федерации лимитирован - от 100 до 500 тыс. рублей. Цена патента – это, безусловно, определяющий для предпринимателей фактор, который в конечном счете будет определять и успех реформы. Независимые подсчеты говорят о том, что, учитывая уменьшение на сумму страховых взносов, в среднем патентная система с точки зрения налоговой экономии будет предпринимателям выгодней и чем ЕНВД, и чем обычная УСНО [3].

Обладая целым рядом привлекательных для предпринимателей положений, законопроект – в том изложении, в котором он сейчас находится в Государственной Думе – вызывает и множество вопросов, на которые в правительственных кругах, судя по заявлениям в СМИ некоторых чиновников, все же ищутся ответы. Автор считает правильным выделить и рассмотреть следующие вопросы, касающиеся введения новой системы налогообложения.

Вопрос 1. Что будет с единым налогом на вмененный доход?

По утверждению ведущего советника Правового управления Государственной Думы РФ О.А. Борзуновой, «главная идея патентной системы – замена единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности, который перестанет действовать с 2014 года. Некоторые из подпадающих под него видов деятельности будут переведены на патент, другие же – на упрощенную систему налогообложения или на общий режим» [4]. Ту же мысль можно обнаружить и в Бюджетном послании Президента РФ.

Однако если ЕНВД будет отменен, то в 2014 году перед сложным выбором останутся организации. Патентная система, предусмотренная лишь для предпринимателей, для юридических лиц будет недоступна, и им придется выбирать между общей системой налогообложения и упрощенной системой. При этом возможность применения УСНО законодателем ограничена и размером выручки и основных средств, и количеством наемных работников.

Другим важным аспектом проблемы потенциальной отмены ЕНВД является вопрос – как быть предпринимателям, если часть их деятельности попадает под УСНО на основе патента, а часть – нет. Пункт 1 ст. 346.25.1 Налогового Кодекса РФ [5] подразумевает переход на патентную систему самого предпринимателя, а не какого-то отдельного вида его деятельности. Из этого можно сделать вывод, что УСНО на основе патента, так же как обычная УСНО, должна применяться в отношении всей деятельности предпринимателя. Следовательно, совмещать патентную УСНО можно только с ЕНВД, на уплату которого переводится не сам предприниматель, а только конкретный вид деятельности. Однако с потенциальной отменой ЕНВД такая возможность у предпринимателей отпадет.

Надо сказать, что Правительство Российской Федерации обратило внимание на эту проблему. Вопрос о месте ЕНВД в налоговой системе России с начала года обсуждался в Министерстве финансов и Министерстве экономического развития. В середине января 2012 «первый вице-премьер Игорь Шувалов объявил, что до 2018 года правительство предоставит предпринимателям выбирать налог и сохранит ЕНВД» [6]. Однако на данный момент подобных поправок в законопроект в Государственную Думу не предоставлялось.

Вопрос 2. Как быть предпринимателю, который собирается работать в двух или более регионах?

Законопроектом предусмотрено, что патентная система вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. То есть предприниматель может осуществлять свою деятельность только на территории того субъекта, в котором ему был выдан патент. Однако существует немало ситуаций, когда предприниматели осуществляют свою деятельность на территории разных регионов. В ныне действующей редакции Налогового Кодекса указано, что «налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента в целях применения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории другого субъекта Российской Федерации» (пп. 7 п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ) [5]. О праве предпринимателя получить патент на территории другого субъекта говорят и разъяснительные письма МинФина [см. 7]. Однако за такой патент предпринимателю придется платить вновь – только на территории другого субъекта. Таким образом, предприниматели попадают под двойное налогообложение, и законопроект никак эту ситуацию не меняет.

Вопрос 3. Отвечает ли законопроект реальным условиям, в которых существуют предприниматели? 

Согласно законопроекту, патентная система будет доступна лишь тем  предприятиям торговли и питания, площадь которых не превышает 10 квадратных метров. Это объективно не соответствует интересам многих предпринимателей и в значительной степени сковывает их выбор системы налогообложения. То же самое можно сказать и об условии, касающемся лимита на наемных работников. Законопроект устанавливает максимально возможное число наемных работников у работодателя в размере 5 человек. Для оценки того, насколько это условие соответствует российским реалиям, обратимся к предварительным итогам сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного в 2010 году Федеральной службой государственной статистики. Для анализа, например, возьмем графу «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». Так, число замещенных рабочих мест по данному направлению экономической деятельности, ведомой индивидуальными предпринимателями в средних предприятиях составляет 35600 рабочих мест. А число средних предприятий этого профиля в России составляет 554 [8]. Соответственно, в среднем у таких предпринимателей трудится 64 человека. Поэтому такое ограничение сделает невозможным применение патентной системы для субъектов среднего предпринимательства. Светом в таком туннеле можно считать слова  директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития России Натальи Ларионовой: «Будет существенно – в пять раз – увеличен размер площади предприятий торговли и питания, которые смогут применять патент. В действующей редакции – это 10 кв.м, с учетом состоявшегося обсуждения он составит50 кв. м. Также расширятся возможности предпринимателя по привлечению наемных работников – с пяти человек сейчас до 15 человек» [6]. Остается надеяться, что это заявление в скором будущем приобретет статус поправки к законопроекту.

Вопрос 4. Представляет ли риск для предпринимателя покупка патента до начала предпринимательской деятельности?

Одной из главных проблем введения патентной системы многие видят тот факт, что предпринимателю в самом начале придется внести немалую сумму на приобретение патента, «хотя не всегда известно заранее, принесет ли бизнес доход»[9]. В этом плане законопроект выглядит достаточно мобильным, поскольку предоставляет предпринимателю право оплачивать патент в 2 «захода»:

И все же если предприниматель будет не в состоянии оплатить вторую часть патента, учитывая вычеты за страховые взносы, он будет лишен права приобретения нового патента до оплаты соответствующего долга. Но, беря в расчет стоимость патента, возможность снизить ее за счет страховых взносов, а также механизм поэтапной покупки патента, скажем, что ситуация с невозможностью оплатить оставшуюся часть патента представляется маловероятной. Поэтому в этой части законопроект можно признать не лишенным гарантий.

Вопрос 5. Насколько значима роль муниципалитетов в развитии патентной системы налогообложения?

Существующий проект закона не отводит места для развития муниципалитетами новой системы налогообложения. Согласно положениям законопроекта, законами субъектов РФ патентная система начинает и прекращает свое действие. Субъекты устанавливают размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, налоговую базу и т.д. Таким образом, контроль за состоянием патентной системы остается у регионов. При этом, конечно, не учитывается, что в разных территориях области, республики, края условия ведения бизнеса могут быть серьезно дифференцированы. Налоговый потенциал одного муниципального образования может в разы превышать соответствующий показатель у другого муниципального образования. Соответственно, и потенциально возможные доходы предпринимателей в отдельных муниципальных образованиях может очень серьезно разниться. Таким образом, патентная система, вводимая законами субъектов РФ, может стать большим ограничением для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в менее благополучных территориях.

Исходный вариант законопроекта имел большую направленность на местное самоуправление. Помимо того, что изначально подразумевалось вводить патент нормативными актами органов местного самоуправления, налоговые поступления от продажи патентов на 100% шли в местный бюджет. Законопроект, принятый в первом чтении, отдает муниципалитетам уже 90%, тогда как 10% поступлений от продажи патента переходят на региональный уровень.

«Регионы получат от введения патентной системы налогообложения только решение проблем с дефицитными бюджетами муниципалитетов (им достанутся 90% средств от патентных перечислений)» [10], считает газета «Коммерсантъ». Однако стоит отметить, что те самые 10%, наверное, более необходимы муниципалитетам, нежели региону. Для субъектов РФ остающиеся 10% менее важны, чем проблемы муниципалитетов, которые придется решать путем трансфертов со второго уровня бюджетной системы на третий.

В ситуации сильной социально-экономической дифференциации территорий в рамках одного субъекта федерации автору представляется правильным введение поправочных коэффициентов для муниципальных образований. Только так можно защитить предпринимателей, работающих в территориях с низким уровнем социально-экономического развития, при этом оставив контроль над патентной системой за субъектом РФ.

По словам президента «ОПОРЫ России» Сергея Борисова, «предприниматели уже давно ждут введения патентной системы» [6]. Она имеет целый ряд привлекательных для предпринимателей положений: это и замена уплаты нескольких налогов, и освобождение от заполнения налоговых деклараций и сопутствующих отчетных процедур, и низкая ставка налога. Однако, как было отмечено в статье, законопроект, принятый в первом чтении требует внесения поправок относительно гарантий для предпринимателей, желающих работать в нескольких субъектах Федерации, относительно численности наемных работников, относительно места ЕНВД в системе специальных налоговых режимов. Важно при этом, чтобы заявления, государственных чиновников, признающих несовершенство законопроекта,  приобрели правовую форму. Лишь тогда можно будет сгладить те острые углы, которые делают применение патентной системы для предпринимателей непривлекательным и опасным. 

Литература

  1. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 годах [электронный ресурс] / Официальный сайт Президента РФ. Режим доступа: URL: http://президент.рф/acts/11779 (дата обращения: 19.04.2012).
  2. Карточка законопроекта № 499566-5 [электронный ресурс] / Сайт автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Режим доступа: URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=499566-5  (дата обращения: 19.04.2012).
  3. Ахтанина М.Н. А не купить ли мне патент? (когда предприниматель может применять упрощенную систему налогообложения на основе патента и насколько это выгодно) // Главная книга. – 2011. – N 14.
  4. Борзунова О.А. Патент, еще патент. О новой патентной системе налогообложения // Налоговый учет для бухгалтера. – 2011. – N 5.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012) //  Собрание законодательства РФ. – 2000.  N 32. – Ст. 3340.
  6. Шохина Е. Патенты для самых маленьких [электронный ресурс] // Эксперт online. 25.01.2012. Режим доступа: URL: http://expert.ru/2012/01/25/patentyi-dlya-samyih-malenkih/ (дата обращения: 19.04.2012).
  7. О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. Письмо Минфина РФ от 13.10.2009 N 03-11-09/348 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  8. Предварительные итоги сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства. Таблицы №3 и №4 [электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/pred_itog.htm (дата обращения: 19.04.2012).
  9. Яковлева М. Патентная система налогообложения [электронный ресурс] / Бизнес-портал «Rosinvest». 27.01.2012. Режим доступа: URL: http://rosinvest.com/page/patentnaja-sistema-nalogooblozhenija (дата обращения: 19.04.2012).
  10. «Патентная система расширяет охват» [электронный ресурс]/ официальный сайт газеты «Коммерсантъ» Режим доступа: URL: http://www.kommersant.ru/doc/1541798?stamp=634720759517804189. (дата обращения: 19.04.2012).