Анализ бухгалтерского аутсорсинга в России

Новожилова М.В.

Ключевые слова:

В России насчитывается  около 8 тыс. компаний, занимающихся бухгалтерским аутсорсингом. В среднем каждая компания ведет около 40 клиентов. Всего компаний-клиентов официальных аутсорсеров в РФ порядка 300 – 400 тыс. Рынок - не консолидированный. Аутсорсинговые компании, входящие в десятку лидеров рынка занимают от 4  до 0,5% от общей емкости. Самая крупная обслуживающая бухгалтерия в базе Экстерна работает с чуть более 1 тыс. клиентов.  Целевая доля 10%  рынка означает, что мы хотим стать в 2,5 раза больше самого крупного игрока в сегменте [1][2].

Организация бизнес-процессов: Официальные аутсорсеры ведут клиентов разных типов (и по схеме налогообложения, и по количеству операций). Чаще всего бухгалтера в таких компаниях делятся по участкам  работ, или по сферам (например, одни ведут только участок зарплата и кадры, другие занимаются только организациями в сфере розничной торговли и т.п.).  Еще один вариант организации работы: главный бухгалтер отвечает за несколько предприятий в целом, а его  помощники выполняют какие-то отдельные задачи. Встречаются и организации, в которых 1 бухгалтер ведет предприятия «от и до». Однако в большинстве компаний акцент сделан на взаимозаменяемости сотрудников.

В среднем 1 бухгалтер ведет 12 клиентов. Вообще, 1 бухгалтер способен вести 20-30 совсем простых предприятий, или несколько крупных. Так, что цифра 12 это некий усредненный показатель.[3]

Цены. В среднем услуги аутсрсеров стоят порядка 5-6 тыс. в месяц. Однако здесь все зависит от нескольких факторов. Цена формируется исходя из сложности учета: количества пакетов первичных документов, формы налогообложения, количества сотрудников. Мелкие клиенты платят по нескольку тысяч руб, ежемесячный чек крупных клиентов может превышать 100 тыс. руб.[1]

 

Типы аутсосринговых компаний:

 

Аутсорсеры-фрилансеры.

Емкость сегмента и целевая доля. По нашим расчетам, в РФ около 100 тыс. бухгалтеров, занимающихся фрилансом и около 500 тыс. предприятий, обслуживаемых ими ( их клиентов).  Фрилансеры больше работают с мелкими и средними компаниями (крупных клиентов со сложным учетом у них менее 5%) [1][2].

Цены. Нельзя сказать, что «серые аутсорсеры» берут за свои услуги меньше, чем официальные. Цена формируется скорее исходя из сложности учета (кол-во первички, форма налогообложения, кол-во сотрудников), чем из типа аутсорсера. [3]

Типы фрилансеров:

Штатные бухгалтерии и новые бизнесы

Емкость сегмента и целевая доля по штатным бухгалтериям : По нашим расчетам всего в РФ насчитывается около 600 тыс. компаний,  ведущих учет при помощи штатных бухгалтерий. Наши потенциальные клиенты здесь - это компании с простым учетом.  По предварительным оценкам их около 200 тыс. Однако, на этот рынок ориентируется новый проект контура "интернет-бухгалтерия". Поэтому ставим довольно скромную долю 3% или порядка 18 тыс. компаний.[1][2]

Емкость сегмента и целевая доля по новым бизнесам: По данным Сбербанка в РФ только по их собственной целевой программе  ежегодно будет открываться как минимум 25 тыс. бизнесов. Часть из них станут клиентами Эльбы, а большая часть, вероятно, закроется после первого же года работы. В связи с этим, мы оцениваем свою долю на этом рынке в 5 тыс. клиентов [2] .

Что клиенты готовы передавать  аутсорсерам

 Причины обращения к аутсорсерам:

 

Причины отказа от услуг аутсорсинга

По словам самих аутсорсеров отказы от их услуг происходят не так часто. По их оценкам, % продлений составляет порядка 70-85%. Хотя, есть основания полагать, что в реальности он несколько меньше.

Наиболее распространенными причинами отказа от услуг аутсорсеров являются:

 

Плюсы и минусы аутсорсеров можно представить в виде таблицы.

 

Таблица 1. Плюсы и минусы аутсорсеров

Официальные аутсорсеры

Фрилансеры

"+" Работают по договору, поэтому как  не пропадают и не "кидают"

"+" Один человек ведет тебя от и до.

"+" Можно позвонить в любое время , проконсультироваться по любым вопросам. В том числе по простейшим юридическим и бизнес-проблемам

"-"  формальный подход, т.к. обслуживают сразу несколько фирм. Нет персонального менеджера, и личностного подхода.

"-" аутсорсер-фрилансер может "пропасть", "кинуть" в любой момент. Поэтому приходится искать нового. А разные бухгалтера дают разную информацию, поэтому понятно, кому верить

"-"  Не оперативность работы

"-"  Не оперативность работы

"-"  Консалтинг за отдельные деньги

"-" сложность  обмене документами (нужно вести, если что-то надо срочно сформировать, то не всегда получается оперативно)

"-" сложность в обмене документами (нужно вести, если что-то надо срочно сформировать, то не всегда получается оперативно)

 

Из Таблицы 1 пока мы не выявили принципиальных различий между клиентами, пользующимися услугами официальных и «серых» аутсорсеров.  По словам клиентов, ключевым фактором обращения в агентство, илил к бухгалтеру-фрилансеру для них являются рекомендации. Именно этим способом для привлечения клиентов и пользуются «серые» аутсорсеры. Кроме того, клиенты обращают внимание на различные базы данных (росфирм, дубль гис),  рекламу в интернете (контекст, сайт, раскрученные городские ресурсы), и активными продажами (прозвоны, рассылки коммерческих предложений). Сами аутсорсеры говорят, что пользуются также и традиционными рекламными формами (листовки, СМИ, наружка).

Литература

  1. База клиентов «Контур-Экстерн» [сайт]. URL: https://kontur.ru/ (дата обращения 14.08.2015 г.).
  2. База данных о предприятиях РФ «Контур Фокус» [сайт] . URL: https://focus.kontur.ru/(дата обращения 20.09.2015 г.).
  3. Данные исследования «Аутсорсинговые услуги Москвы», компании «Экспресс-обзор» [ cайт]. URL: http://www.e-o.ru/research/74/32801.htm   (дата обращения 20.09.2015 г.).
  4. Данные глубинных интервью с директорами аутсорсинговых компаний, с аутсорсерами-фрилансерами и с клиентами аутсорсеров.
  5. Данные отчета  «блок бухгалтерии для сервиса «Эльба»  [сайт] . URL: https://evrika.kontur.ru/OldBrowser  (дата обращения 01.10.2015 г.).