Проблемы развития и текущее состояние сферы студенческого спорта в РФ

Жирохов Е.М.

Ключевые слова:

В последние годы в России развитию студенческого спорта уделяется все больше внимания. Это можно объяснить возрастанием осознания правительственными структурами роли студенческого спорта как одного из ключевых элементов в повышении заинтересованности граждан страны в здоровом образе жизни, распространении идеалов физической культуры и восстановлении спортивного имиджа России. Будучи связующим звеном между массовым спортом и спортом высших достижений, студенческий спорт рассматривается и как кузница кадров сборных команд страны для выступления в важных международных соревнованиях.Студенческий спорт имеет большое значение, как для физического и нравственного развития личности, так и для решения очень значимых социальных задач в обществе. Он также является одним из важных инструментов повышения авторитета страны на мировой политической арене. Однако текущее состояние рассматриваемой сферы нельзя назвать стабильным.

Причины проблемного состояния системы студенческого спорта стоит искать задолго до появления Российской Федерации. Уже в эпоху СССР действия органов государственной власти повлекли за собой кардинальные изменения, значение которых будет рассмотрено в приведенном далее анализе.

Анализ периода СССР:

1. Исключительный приоритет спорта высших достижений над массовым спортом .

Погоня за результатами, медалями, авторитетом на международной арене при подготовке к Олимпиадам в Хельсинки (1952 г.), Мельбурне (1956 г.), Москве (1980 г.) настолько захватила руководителей государственных структур, что ей была приписана ведущая роль в государственной политике в сфере ФКС. Всё должно было делаться для успешного выступления на Олимпиадах. И в этой гонке за мечтой начали перестраиваться органы и институты, которые изначально были ориентированы на массовый спорт. В то время позицию политиков можно было охарактеризовать следующим образом: «Если массовый спорт не служит на благо спорту высших достижений, то он не нужен» [1, с. 18]. Замораживались проекты развития массового спорта, всё финансирование было перенаправлено на олимпийское направление, строительство спортивных объектов ограничивалось нуждами спорта высших достижений, в то время как большинству образовательных учреждений требовалось модернизация материально-технической базы и инфраструктурное оснащение. Таким образом, страна постепенно начала терять созданную в первой половине XX века систему массового спорта (с вытекающими отсюда сокращением общего количества людей, занимающихся спортом, и ухудшением физического здоровья граждан).

2. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР об ограничении (точнее о запрещении) строительства административных и спортивных сооружений (1958 г.,1981 г.).

Данная мера попросту остановила инфраструктурное развитие учебных заведений. Университеты и институты столкнулись со следующей ситуацией: имеющаяся инфраструктура уже изжила себя, а новую строить было нельзя. Более того, учебные заведения, у которых до выпуска постановлений не хватало спортивной инфраструктуры (спортивных залов, стадионов, крытых площадок, бассейнов, манежей и др.) фактически лишались шанса её получить, что не могло не сказаться на качестве предоставления спортивных услуг в образовательных организациях высшего образования.

3. Решение III пленума Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций об утверждении новой системы проведения соревнований (1966 г.).

Все соревнования, от первенства школы, завода, района до Спартакиады народов по принятой системе проведения теперь оценивались по олимпийскому принципу: «в зачет участвующим коллективам по всем видам спорта должны были входить только участники и команды, занявшие первые шесть мест» [1, с. 18]. Как итог, всё спортивное движение страны оказалось подвержено глобальной перестройке, носящей негативный характер. Команды ВУЗов (как и сборные заводов, районов и областей) по многим видам спорта оказались никому не нужны. А дальше ситуация развивалась по плачевному сценарию: для обеспечения конкурентоспособности ВУЗам требовались только лидеры, способные войти в заветную шестерку (Следовательно, начали зачислять в студенты готовых спортсменов, «создавать им условия» (т.е. беспрепятственно отпускать на сборы и соревнования)». Оставалось только собирать победные очки в разного рода смотрах-конкурсах по спортивному мастерству). Обычные же студенты, занимающиеся спортом и желающие также защищать честь своего ВУЗа и выступать на соревнованиях, отодвинулись на второй план. В силу чего резко снизилось количество студентов, увлеченных спортом (зачем выкладываться на тренировках, тратить своё время, если в любом случае тебе не дадут возможности карьерного роста в вузовском спорте).

4. Ликвидация добровольных спортивных обществ (ДСО), при создании которых физкультурные коллективы вузов были отнесены к разным ДСО в зависимости от профессиональной принадлежности, и создание всесоюзного студенческого спортивного общества («Буревестник»).

С одной стороны, идея создания единого центра управления студенческим спортом выглядит вполне обоснованной и необходимой, но тут необходимо прояснить два ключевых момента. Во-первых, система ДСО позволяла образовательным организациям состязаться в так называемой «своей лиге». Профильная ориентация ДСО исключала возможность больших разрывов в классе между участниками спортивных состязаний, поскольку физкультурники состязались с физкультурниками, медики – с медиками. Это напоминает чем-то нынешнюю систему студенческого спорта в США, где лиги образуются по уровню профессионализма. Во-вторых, на момент создания «Буревестника» материальная база ВУЗов, спортивная работа с которыми передавалась всесоюзному студенческому спортивному обществу, была в таком упадническом состоянии (во многом благодаря Постановлениям об «ограничении» строительства спортивной инфраструктуры в ВУЗах и сокращению финансирования студенческого спорта в целом), что «на 30% не обеспечивала даже учебного процесса» [1, с. 19]. Отсюда берут своё развитие конфликты между спортивными клубами при ВУЗах и кафедрами физического воспитания (конфликт между учебной и спортивной работой). Эта острая ситуация борьбы за собственные интересы наблюдается и в наши дни: создавая студенческие спортивные клубы в своих образовательных организациях, их руководители зачастую сталкиваются даже не столько с безразличием, сколько с противодействием со стороны кафедры физического воспитания.

5. Смещение процесса физического воспитания учащейся молодежи в сторону оздоровительного направления .

Таким образом, образовательные организации стали постепенно акцентировать внимание, не на развитии физических способностей студентов, обучению различным видам спорта и следованию принципу состязательности, а на поддержании здоровья обучающихся путём систематической двигательной активности. Последняя же к современному этапу превратилась в невостребованную студентами и неэффективную дисциплину «физическая культура», отношение к которой у большинства представителей молодого поколения, как к второстепенной и необязательной.

6. Постановление Совета Министров СССР 1981 года о сокращении числа проводимых в стране всесоюзных, республиканских, краевых и областных соревнований.

Календарные планы различных спортивных организаций, коллективов физической культуры и спортивных клубов итак были представлены в крайне небольшом объеме, а после данного постановления и вовсе подверглись резкому усекновению. Массовый и студенческий спорт получили еще один «нокдаун», но продолжал жить, как тогда говорили, «не в соответствии, не благодаря, а вопреки» [1, с. 19].

7. Постановление ВЦСПС о ликвидации спортивных обществ и создании единого ВДФСО профсоюзов .

Это решение стало точкой в истории советских студенческих спортивных клубов. Таким образом, государство потеряло очень важный инструмент корректировки государственной политики – «обратную связь». Массовый студенческий спорт должен исходить изнутри системы – от самих студентов. Ликвидируя такие структуры как студенческие спортивные клубы, государство лишает себя одного из главных помощников в вопросе эффективной реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Таким образом, мы стали наследниками эпохи советского спорта со всеми отсюда вытекающими положительными и отрицательными аспектами. Существующие механизмы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта на данный момент не могут решить проблемы, пришедшие к нам в качестве результата неэффективной политики СССР в сфере массового и молодежного спорта во второй половине XX века.

Усугубило ситуацию и тот факт, чтовопросы физической культуры и спорта в современной России долгое время не находили отражения в направлениях внутренней и внешней политики РФ.

В приведенной ниже таблице представлен анализ текста посланий Президента Федеральному собранию за период с 1994 – 2016 года. Целью анализа являлось выявление наличия указанных вопросов в обозначенных Президентом РФ актуальных проблемах и сферах.

Ключевые словадля поиска:

 

Таблица 1. Физическая культура и спорт в посланиях Президента РФ
Федеральному собранию (1994-2015 гг.)

Год (-а)

Отражены ли в послании «ключевые слова»

Содержание

1994 – 2000

-

-

2001

+

«Развитие страны определяется не одним лишь экономическим успехом, но - не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации , хотя, разумеется, это все взаимосвязано. Здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей, с экологией, развитием медицинской науки. В современных условиях охрана здоровья - это проблема государственного масштаба» [2].

 

2002

+

«Принципиальной особенностью современного мира является интернационализация экономики и общества. И в этих условиях важнейшими критериями успеха становятся лучшие мировые образцы. Образцы во всем - в бизнесе, в науке, в спорте …И лишь тогда, когда мы будем не просто соответствовать лучшим образцам в мире, а лишь тогда, когда мы будем сами создавать эти лучшие образцы, - только в этом случае у нас действительно появится возможность стать богатыми и сильными» [2].

2003

-

-

2004

-

-

2005

+

«В России только от отравления алкоголем, и прежде всего его суррогатами, ежегодно умирает около 40 тысяч человек. И результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом . Каждый молодой человек должен осознать, что з доровый образ жизни - это успех, его личный успех» [2].

2006-2008

-

-

2009

+

«Наряду с внедрением новых технологий профилактики и лечения необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни . Если у молодежи появится привычка к занятиям спортом , то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».

«Не будут также облагаться налогом на прибыль гранты на поддержку программ охраны здоровья, развития физкультуры и массового спорта » [2].

 

2010

+

«Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни . Между тем в России 80 процентов граждан не занимаются физкультурой и спортом - четыре пятых населения» [2].

2011

-

-

2012

+

« Важнейшее направление - развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи . Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятие физкультурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организовываем в нашей стране крупнейшие международные соревнования. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий… «Считаю необходимым поддержать и идею создания ассоциаций студенческих спортивных клубов. Эта организация призвана не только содействовать развитию студенческого спорта, но и стать в известном смысле социальным лифтом для талантливой, целеустремленной и активной молодежи. При этом считаю важным, чтобы эта организация была вообще вне всякой политики, объединяла молодежь с самыми разными политическими взглядами» [2].

 

2013

-

-

2014

-

-

2015

-

-

2016

+

«В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте , в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России» [3].

 

Приведенные в таблице данные свидетельствуют, что сфера физической культуры и спорта только в начале XXI века начинает привлекать внимание государства. Долгий период выхода из кризисного состояния страны в 90-х отводил на второй план многие социальные проблемы. Лишь в 2001 году в послании Президента выделяется роль физической культуры в национальном масштабе. Но в те годы эту сферу воспринимали лишь как средство оздоровления граждан.

Год спустя «спорт» начинают выделять в качестве одной из сфер, развитие которых способно оказать влияние на положение Российской Федерации на международной арене. Государство начинает видеть в спорте реальный механизм проявления силы страны. Также стоит отметить, что в этот же период (2002 год) Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту, призвал сделать работу в этом направлении одним из магистральных направлений в политике государственных органов: «Абсолютно убежден, что одна из главных наших задач и в масштабах государства, и нашей с вами в ходе работы Совета - это возрождение массового спорта, массовой физической культуры, - сказал глава государства. - Думаю, что эта задача номер один» [3].

2005 год характерен выделением в государственной политике в сфере физической культуры и спорта такой социальной группы, как «молодежь» (студенты). Однако «физическая культура и спорт» вновь рассматривается лишь как положительная альтернатива негативным привычкам молодого поколения (алкоголизм, наркомания, курение) и способ укрепление здоровья. 

Данная тенденция сохраняется вплоть до 2009 года, однако ключевым моментом в этот период становится введение государственной меры стимулирования создания проектов в области «развития физкультуры и массового спорта»: гранты в данной сфере перестают облагаться налогом.

Как можно наблюдать в приведенных ранее данных, проблема студенческого спорта долгие годы не привлекала внимания государственных институтов. Как и полвека назад, государственная политика в сфере физической культуры и спорта пошла по олимпийскому пути, выдвинув на передний план вопросы достижения международного спортивного авторитета, подготовки сборных команд, строительства современной инфраструктуры для спорта высших достижений и организации крупных международных спортивных мероприятий. Разумеется, предпринимаются определенные действия по развитию «адаптивного спорта» (для людей с ограниченными возможностями), школьного и массового спорта. Но вопрос реформирования студенческого спорта до недавних пор не находил отклик в общегосударственной политике.

Самым важным моментом для современного студенческого спорта становится 2012 год.

Ключевыми решениями здесь стали :

Именно с последним пунктом связано главное событие XXI века в области именно «массового» студенческого спорта.

Нормативно идея возрождения студенческих спортивных клубов (по примеру советского периода) закрепляется годом позже, в Приказе Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2013 г. N 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов».

Несмотря на отсутствие ключевой роли физической культуры и спорта в контексте общегосударственной политики в конце XX века, определенные шаги  по проведению работы со студентами всё же были предприняты. Первым акцентом в теме «студенческого спорта» становится создание в 1993 году российского спортивного студенческого союза (далее – РССС), основными целями которого выступили: «содействие консолидации усилий всех заинтересованных лиц в развитии массовой физкультурно-оздоровительной работы и спорта среди молодежи, формировании здорового, физически и духовно крепкого, социально-активного, высоконравственного поколения молодежи, соответствующего требованиям жизнедеятельности человека в современных условиях, гармонизации физического и духовного воспитания, укрепления здоровья молодежи, обучающейся в высших и средних специальных учебных заведениях и подготовке студентов-спортсменов к участию в спортивных соревнованиях различного уровня». Все эти направления закреплены в Уставе РССС, который выступил в качестве одного из первых документов, регулирующих сферу студенческого спорта.

Следующими поворотными моментами в истории студенческого спорта стали:

Все эти направления существенно изменили содержание сферы физической культуры и спорта в России, задав новые векторы развития и направления государственной политики. Но, несмотря на свою значимость, данные действия являются всё же «точечным» исполнением государственной политики в данной сфере. Студенческому спорту необходим комплексный подход, нацеленный на развитие со всех сторон и всех составляющих. Только когда взаимодействие массового студенческого спорта, физической культуры в ВУЗах и студенческого спорта высших достижений будет приносить синергетический эффект, только тогда можно будет говорить о начале эффективной политике в заданной сфере.

Литература

  1. Власов А. Спорт большой и спорт совсем маленький: Страницы истории // Спорт для всех. 1998. № 3-4. С. 16-18.
  2. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации с 1994-2016 гг. [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Официальный сайт Президента России[электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения 16.05.2017 г.).