Передовые практики организации мероприятий по пропаганде и профилактике как метод реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (опыт регионов Уральского федерального округа)

Кузнецов Е.А.

Ключевые слова:

Практика государственного управления последних лет показывает, что вопросы обеспечения безопасности дорожного движения занимают лидирующее место в числе важнейших социально-экономических и демографических задач повестки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение возложенных на региональные власти обязанностей, установленных Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" [1], Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 года № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движе­ния» [2], Постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 «О федеральной це­левой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 го­дах» [3], с учетом территориальных особенностей и бюджетных возможностей, в каждом субъекте Федерации реализуются самостоятельные комплексы мер, направленных на снижение дорожно-транспортного травматизма и сокращение количества нарушений правил дорожного движения, являющихся основными причинами совершения ДТП.

Помимо таких классических направлений реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения как повышение качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др., всё большую эффективность показывают меры пропагандистско-профилактического характера, направленные на повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения в результате осознания неотвратимости наказания за нарушение правил дорожного движения.

Вошедшие в практику региональных властей разработка и проведение профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, помимо организационно-управленческой эффективности, оказываются зачастую и крайне действенными с точки зрения соотношения затрат к полученному результату, ведь крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние аварийности на дорогах страны.

По мнению автора настоящей статьи, безусловный научный и управленческий интерес составляет анализ сложившейся реальной управленческой практики в рассматриваемом сегменте государственной политики. С названной целью был подготовлен представленный ниже обзор практики организации мероприятий по пропаганде и профилактике как важнейшего компонента реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на примере опыта регионов Уральского федерального округа.

Проведенное исследование показало, что на территории Свердловской области [4] пропагандистско-профилактическое направление реализации государственной политики в сфере повышения безопасности дорожного движения сфокусировано на трех направлениях: 1. Повышение культуры вождения; 2. Создание системы пропаганды негативного отношения детей к правонарушениям в сфере дорожного движения и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах; 3. Создание условий для функционирования детских автогородков.

В основном, они реализуются посредствам таких мероприятий как:

Во-первых, проведение конкурсов муниципальных программ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

Во-вторых, проведение мероприятий, направленных на поддержку молодежного движения "Мы за безопасность на дорогах";

В-третьих, проведение областного конкурса юных инспекторов дорожного движения "Безопасное колесо", участие отряда-победителя во Всероссийском конкурсе "Безопасное колесо";

В-четвертых, капитальный ремонт спортивных площадок, расположенных в оздоровительных детских лагерях с целью устройства детских автогородков.

В Тюменской области [5] много лет подряд успешно осуществляется комплекс пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения, создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.

Задачи повышения эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма решаются, в первую очередь, путем создания эффективной системы обучения детей ПДД, привития им навыков безопасного поведения на дорогах посредствам реализации следующих мероприятий:

Согласно данным областного правительства, реализуемый в регионе комплекс пропагандистских мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, целевой группой которого являются взрослые водители транспортных средств, способствует реальному снижению количества детей, пострадавших в ДТП по их вине.

Такие же устойчиво положительные результаты дает и организация проведения мероприятий, направленных на повышение грамотности, ответственности и уровня самосознания участников дорожного движения и профилактики факторов риска, влияющих на количество дорожно-транспортных происшествий и тяжесть их последствий.

Региональными органами исполнительной власти Курганской области [6] пропагандистско-профилактическое направление реализации государственной политики в сфере повышения безопасности дорожного движения преимущественно осуществляется за счет организации и проведения:

На регулярной основе осуществляется организация взаимодействия со средствами массовой информации по информированию населения, проживающего на территории Курганской области, о целях и задачах мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, разъяснение правил дорожного движения.

Также предусматривается создание и выпуск тематических телевизионных передач по пропаганде культуры поведения участников дорожного движения "Встречная полоса".

В Челябинской области [7] для формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения граждан проводятся пропагандистские кампании, массовые мероприятия, в том числе направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. К наиболее эффективным из них относятся:

Во-первых, проведение областного конкурса на лучшее образовательное учреждение по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Правила движения каникул не знают";

Во-вторых, проведение областного фестиваля детского  художественного творчества "Дорога и дети";

В-третьих, проведение областного фестиваля художественного творчества по изучению правил дорожного движения "Зеленая волна" в порядке;

В-четвертых, проведение областных соревнований юных инспекторов движения  Челябинской области  "Безопасное колесо";

В-пятых, участие команды юных инспекторов движения  Челябинской области во всероссийском конкурсе  "Безопасное колесо"; 

В-шестых, проведение профильной смены отрядов юных инспекторов движения;

В-седьмых, проведение областного профилактического мероприятия "Внимание - дети!"; 

В-восьмых, проведение занятий в режиме видеоконференции с детьми и педагогами образовательных учреждений Челябинской области по профилактике аварийности.

Властями Ямало-Ненецкого автономного округа [8] реализуются мероприятия, направленные на формирование общественного сознания в части повышения дисциплины участников движения на автомобильных дорогах, по двум группам базовых направлений:

Во-первых , группа мероприятий, направленных на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, реализуемых посредствам таких мероприятий как:

Во-вторых , группа мероприятий, направленных на обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении, реализуемых посредствам таких мероприятий как:

Анализ передовых практик организации мероприятий по пропаганде и профилактике как важнейшего направления государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в регионах Уральского федерального округа позволяет автору сделать вывод о том, что управленческая практика организации мероприятий по пропаганде и профилактике  весьма эффективна. Осуществление подобных  комплексов долгосрочных мероприятий социального, профилактического и правоохранительного характера оказывает положительное влияние на повышение уровня правового сознания граждан в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также и прежде всего - снижения детского дорожно-транспортного травматизма.

Вместе с тем и на основании вышесказанного, считаем особо важным и рекомендуем федеральному законодателю внести соответствующие поправки в действующее законодательство. А именно: дополнить положения статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", содержащей перечисление основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения, прямо поименовав в их числе мероприятия по пропаганде и профилактике.

Проблема заключается в том, что в настоящее время Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ не содержит ни единого упоминания об информационной пропаганде и содержит лишь одно единственное, содержащееся в статье 8, упоминание о возможности «проводить мероприятия по профилактике аварийности», которое относится к общественным объединениям, созданным для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

Также целесообразно рассмотреть вопрос  о дополнении соответствующими положениями о пропаганде и профилактике положения части 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, положения которой содержат лишь (всего) пять полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения. Ни одно, из которых, не связано с таким важным превентивными направлениями реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения как пропаганда, профилактика и популяризация.

Литература

  1. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движе­ния Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 года № 1042. [электронный ресурс].Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах: Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864. [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Об утверждении комплексной программы "Повышение безопасности дорожного движения на территории Свердловской области в 2014 - 2020 годах": Постановление Правительства Свердловской области от 07.10.2011 № 1362-ПП[электронный ресурс].Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении государственной программы Тюменской области "Повышение безопасности дорожного движения" до 2020 года: Постановление Правительства Тюменской области от 26.01.2015 № 1-п[электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. О государственной Программе Курганской области "Повышение безопасности дорожного движения в Курганской области" на 2014 - 2018 годы: Постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 484[электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Об областной целевой Программе повышения безопасности дорожного движения в Челябинской области на 2013 - 2015 годы: Постановление Правительства Челябинской области от 24.10.2012 № 538-П[электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Ямало-Ненецком автономном округе (2013 - 2020 годы): Постановление Правительства ЯНАО от 24.12.2012 № 1094-П[электронный ресурс].Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».