Меры по увеличению доходной части регионального бюджета за счет повышения собираемости налога на доходы физических лиц

Алямкина К.Р., Чижов А.А.

Ключевые слова:

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из видов прямых налогов в РФ. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме. Физические лица могут облагаться налогом на доходы в размерах: 9%, 13%,15%, 30%,35% (табл. 1).

 

Таблица 1 - Ставка налога на доходы физических лиц в зависимости от вида дохода

Вид дохода

Ставка налога, %

Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ (4000 рублей)

35

Процентные доходы по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации

35

Сумма экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ (если в рублях - исчисление исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования; если в иностранной валюте - исчисление исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора)

35

Доход в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива, а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива

30

Все доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением некоторых случаев

30

доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту

30

Доходы, получаемые нерезидентами РФ в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

15

Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

9

Любые доходы, полученные физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением вышеперечисленных

13

Составлено авторами по Налоговому кодексу Российской Федерации.[1, ст.214, 224]

 

Согласно данным Росстата, в 2016 году поступление налога на доходы физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ по ставке 13% составило 93,3% к общему поступлению.

 Согласно ст.56 п.2 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по нормативу 85%. Заметим, что норматив менялся в редакциях Бюджетного кодекса (табл.2)

 

Таблица 2 - Норматив зачисления налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации в редакциях Бюджетного кодекса

Норматив,%

Редакция

70

Бюджетный кодекс РФ в редакции от 17.07.1998

80

Бюджетный кодекс РФ в редакции от 30.11.2011

85

Бюджетный кодекс РФ в редакции от 23.07.2013

Составлено авторами по Бюджетному кодексу Российской Федерации. [2, ст.56]

 

Таким образом, в 2012 году и ранее налоговые доходы от налога на доходы физических лиц подлежали зачислению в бюджеты субъектов по нормативу 80%.

Однако, зачастую работодатели скрывают номинально начисленную заработную плату, тем самым не уплачивая налог на доходы физических лиц в бюджет. Так, по данным Росстата, размер оплаты труда и смешанных доходов, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, в 2016 году составил 9 742, 4 млн. руб. (табл.3)

 

Таблица 3 - Динамика величины налога на оплату труда и смешанных доходов, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ (2012-2016 гг)

Наименование показателя

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Заработная плата и смешанные доходы,  не наблюдаемые прямыми статистическими методами, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ, млрд. руб.

В % к предыдущему году

 

 

744,5

 

 

 

939,9

126,2

 

 

 

1164,2

123,9

 

 

 

1010,0

86,6

 

 

 

1076,5

106,6

Составлено и рассчитано авторами.

 

В данный период, за исключением 2015 года, размер заработной платы и смешанных доходов, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ увеличивался.

Увеличение заработной платы и смешанных доходов, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ повышают зависимость региональных бюджетов от дотаций из федерального бюджета.

Согласно ежеквартальной информации об исполнении федерального бюджета, представленной на сайте Министерства финансов РФ, межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной

системы Российской Федерации за 2016 год составили 416,6 млрд. руб. (табл. 4)

 

Таблица 4 - Динамика дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (2012-2016 гг)

Наименование показателя

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, млрд. руб.

в % к предыдущему периоду

 

337,5

 

 

317,6

94,1

 

 

439,8

138,5

 

 

488,8

111,1

 

 

416,6

85,2

Составлено и рассчитано авторами.

 

В 2013 и в 2016 годах размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации сокращается, а в 2012 году и в 2014-2015 годах  -увеличивался.

Таким образом, при полном перечислении налога на доходы физических лиц в 2016 году следовало бы отказаться от дотаций на   выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, выделенных из федерального бюджета (табл.5)

 

Таблица 5 - Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации при полном перечислении налога на доходы физических лиц (2012-2016 г.г.)

Наименование показателя

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, млрд. руб.

337,5

317,6

439,8

488,8

416,6

Дефицит бюджетов субъектов РФ, млрд. руб.

278,7

641,5

447,6

171,6

126,0

Налог на оплату труда и смешанных доходов, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, зачисляемый в субъекты РФ, млрд. руб.

791,9

939,9

1164,2

1010,0

1076,5

Отклонение, млрд. руб.

+175,6

-19,2

+276,8

+349,6

+533,9

Составлено и рассчитано авторами.

 

В данный период, за исключением 2014 года, при полном перечислении налога на доходы физических лиц региональным бюджетам возможно было бы отказаться от дотаций, выделяемых из федерального бюджета, на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации без возникновения дефицита бюджетов субъектов.

Меры, применяемые в настоящий момент, по борьбе с неуплатой налога на доходы физических лиц, как показывает практика, низкоэффективные. Так, согласно ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора). Если неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) совершены умышленно, это влечет взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Для повышения собираемости налогов, по мнению авторов, необходимо ввести следующие меры:

1. Организация контроля за налогоплательщиками, которые получают доход от сдачи недвижимого имущества». Одной из мер по предотвращению сокрытия доходов является выявление и привлечение к уплате налога лиц, занимающихся продажей или сдачей в аренду недвижимого имущества. Существуют трудности в контроле физических лиц по данному направлению из-за отсутствия информации о полученных доходах, вследствие произведенных сделок. Разработка эффективного механизма передачи и обмена информации между налоговыми органами и уполномоченными государственными и муниципальными органами в части предоставления информации о правоустанавливающих документах, на основании которых производилась регистрация объектов или их частей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, и сделок с ним позволит создать основу для привлечения физических лиц к уплате налога по реализованным объектам недвижимости или их долям.

2. Осуществление контрольных проверок предприятий, занижающих уровень доходов своих сотрудников. Следует проводить более жесткие мероприятия по проверки предприятий, которые намеренно занижают уровень дохода своих работников. Так как многие предприятия устанавливают в качестве заработной платы минимальный размер оплаты труда, данное обстоятельство, является прямым основанием для более детальной проверки налоговыми органами таких работодателей.

3. Контроль за крупными сделками и покупками физических лиц, а также иными расходами конкретных налогоплательщиков. Сопоставление истинных доходов и расходов физического лица позволит выявить реальное материальное положение субъекта. Осуществить данные меры возможно при наделении правом налоговых органов  производить контроль за расходами. В зарубежном опыте подобные меры уже осуществляются. В западных странах индикатором определения величины налоговых обязательств выступают косвенные методы оценки доходов, которые сформированы, опираясь на расходы налогоплательщиков и обобщенные показатели образа жизни (информация о прожиточном минимуме, потребительские расходы семьи, сведения о крупных покупках, регистрируемых соответствующими органами, и т.п.). Здесь существует, и производится сотрудничество налоговых органов с органами внутренних дел, налоговой полицией и другими специальными подразделениями. В российской практике также применяются подобные  меры. Так, Федеральный закон №273 “О противодействии коррупции” указывает, что «сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного  характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы и лица, замещающие должности государственной или муниципальной службы, обязаны  представлять представителю нанимателя (работодателю)» [3, ст.8]. Как показывает практика, этого недостаточно, поскольку в законодательстве часто встречаются правовые пробелы. Одним из таких пробелов в праве является отсутствие норм, закрепляющих права и обязанности налоговых органов в отношении полученных сведений от государственных служащих. Так как работодатель не вправе выяснять источник получения доходов, превышающих заработную плату, государственные и муниципальные служащие обязаны отправлять получаемые сведения в налоговые органы, но само по себе получение информации налоговыми органами не создает и не предполагает для них каких-либо прав или обязанностей.

Подача данных сведений не отвечает понятию налоговой декларации, представленному в пункте 1 статьи 80 НК РФ. По этой причине налоговые органы не в праве ее проверять, даже путем запроса дополнительных сведений, объяснений или документов, как это предусматривает пункт 3 статьи 88 НК РФ. Следовательно, государственного служащего на этом же основании не могут привлечь к ответственности за непредставление такой декларации, в частности, на основании ст. 119 НК РФ или на основании статей КоАП РФ [4, ст.19.7].

4. Предоставление денежного вознаграждения и полной конфиденциальности работнику, сообщившему  в налоговые органы о “серой зарплате” работодателя .

5. Повышение прозрачности налоговых поступлений посредством создания электронной системы предоставления отчета о направлении уплаченных налогов .

Таким образом, применение данных мер, по мнению авторов, позволит повысить собираемость налога на доходы физических лиц.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016). [электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (ред. от 28 марта 2017). [электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ (ред. от 03 марта 2017). [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (ред. от 17 апреля 2017). [Федеральный закон] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».